Владимир Шахиджанян: Соло на клавиатуре онлайн

Признавая свою слабость, человек становится сильным

← Поместить свой девиз
Есть вопросы или предложения?
Пишите нам.
Каждый из нас - личность. А Вы?
Соревнования по набору

Размышления : Люди или общество?

Поднять запись

    Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.

    Мы привыкли думать, что живём в том мире, который видим. Правда, мы уже успели усомниться с вами в том, что видим его в точности таким, какой он есть, ведь наше восприятие ограничено возможностями и потребностями тела. Пускай будет так.

    У нас есть хотя бы наш, человеческий мир, в котором мы создали цивилизацию и живём внутри неё, как полноценные частицы общества, и здесь хотя бы можем быть спокойны и  организовывать свою жизнь, не думая о тех звуковых частотах и цветах, которые нашему восприятию недоступны. Обойдёмся тем, что есть.

    Мы, конечно, можем не доверять кому-то – людям, СМИ, государству – но всё же в душе мы храним непоколебимую веру в реальность общества, СМИ, государства. И это было бы прекрасно, если бы они действительно существовали.

    Сомнение в этом кажется бредом, я знаю. Но задайте себе на секунду вопрос: «Что такое общество?». Я буду рад, если вы в комментариях дадите своё определение. Но прежде этого, мне придётся дать своё. Общество – это фикция, созданная для манипуляции сознанием. Сразу оговорюсь - я не подразумеваю под словом «манипуляция» ничего отрицательного, и не собираюсь говорить с вами о всемирном заговоре. Сознанием мы манипулируем так же, как ложкой во время еды или руками во время печатания текста.

    Вернёмся к обществу. Если вас попросить указать на общество, вы будете вынуждены показать человеку или группу людей, а потом прибегнуть к обобщению, сказав, что всё вместе – это общество. Хотя ответ может быть и не так глобалистичен. Скорее всего, людей вы назовете человечеством, а обществом – определённую их группу. Нацию, скажем. Или, граждан какого-нибудь государства.

    Предположим, общество для российского журналиста, готовящего статью – это жители России. Или, может быть, только граждане? В первом случае, из понятия общества выпадают те русские, которые корнями живут в России, а вот плоды оставили землям иным. Во втором - те гости нашей страны, которые гражданами не являются, но делают за нас всю грязную работу (или отнимают её у нас. Как хотите).

    Главное здесь – не определение общества, а факт его неопределимости.

    С государством всё сложнее. Им мы называем некую совокупность официальных институтов власти, осуществляющую административный контроль над этим самым обществом в границах одной страны. Всё это громоздкое определение наполнено вещами несуществующими, но при этом у большинства людей оно не вызывает никаких вопросов.

    При этом мы привыкли воспринимать государство, как некоего левиафана, который совершенно реален, и от которого мы зависимы. Мы верим в закон, от которого не уйти. Закон – это щупальца этого «монстра», которыми он достанет до нас, где бы мы ни были. Мы верим в защиту, которую нам может предоставить этот зверь взамен на нашу свободу.

    Но свободу отнимает у нас не государство. Потому что, как и в случае с обществом, его просто не существует. Есть люди, и есть набор их условностей. Есть искусственно созданные правила, для исполнения которых построены здания, сшита одежда для тех, кто будет за исполнением этих правил следить, им выдано оружие и даны так называемые полномочия. Есть символика, есть флаг и герб, есть забор, построенный вокруг и называемый границей. Есть официальные бумаги, которыми обмениваются люди, чтобы получить еду и другие полезные вещи. Для этих бумаг они отдают себя в рабство, которое называют работой и учатся её любить. А сами эти манипуляции с бумажками называют экономикой. И так далее...

    Подобные мифы можно перечислять в отдельном томе. Им уже тысячи лет, и сформировались они так давно, что мы уже и не видим истока их. Но знать его и не нужно, чтобы открыть глаза и увидеть, что нас держит в неведении лишь убеждённость в их верности. Мы смотрим на греков или индейцев и смеемся, что они верили в богов и духов, но при этом сами верим в миф не менее абсурдный. Верим настолько, что я уверен: большинство читающих эту публикацию думают, что я сошёл с ума. Не так ли? ;)

    Чем это можно объяснить? Да просто нам говорили обо всём этом с малолетства, как и родителям нашим и их родителям. Внутри нас создали убеждение в реальности понятий, не имеющих ничего под собою, кроме других понятий, пока те, в свою очередь, не приводили к чему-то реальному. Например, по цепочке «мама-человек-много людей-общество».

    Вы скажете, что это называется «абстрактным мышлением», и это – дар эволюции сознания. Благодаря ему мы построили цивилизацию, а без него до сих пор прятались бы по пещерам. Но вера в то, что цивилизация – абсолютное благо, тоже часть мифа. Мифа полезного. Ведь он позволяет одним людям властвовать над другими, производить блага усилиями одних, а распределять усилиями других. И так далее.

    Это – не плохо. Это – данность. И это – миф, нравится нам это или нет. Мы привыкли называть мифом что-то несуществующее, поэтому я и употребляю это слово. Вы скажете, что есть, например, суд или банки. Они реальны.

    Но я говорю не о последствиях. Банки современности – это то же, что храмы древности. Они построены ради веры в несуществующее, но сами по себе они реальны. За сомнение в их реальности казнили тогда и легко могут казнить сейчас. Но это не отменит их безосновательности.

    И я верю, что так же, как когда-то мы смогли осознать мифичность русалок и леших, мы сможем осознать и мифичность государства и общества. И тогда не только цепи наши спадут, но и не будет инструментов для манипуляции нами.

    Когда мы слышим сейчас, что кто-то арестован по политическим причинам, мы говорим, что это – закон. Когда мы слышим, что кто-то разорился, мы говорим – экономика. Когда читаем чей-то лживый репортаж в газете, ругаем СМИ. Нам не дают нужную справку, и мы клянем бюрократию.

    Так же, как древний земледелец ругал Деметру за неурожай, а Диону за дурную погоду. Теперь мы знаем (или снова верим) благодаря науке, что за дождём и урожайностью стоят иные, более сложные, но менее романтичные процессы.

    А что стоит за бюрократией, законом, СМИ? Ответ вы знаете. За всем этим стоим мы, люди. И нет ничего, кроме людей и того, что мы себе придумали. Если мы хотим играть в игру закона, бюрократии, общества и прочего, мы играем в неё, а если не хотим, придумываем свою. Можно привести метафору не игры, а скажем, «кино» или «истории». Но главное, чтобы у нас был выбор. А выбор появляется лишь после отделения существующего от несуществующего. Собственно, в этом я и вижу свою задачу, как человека, родившегося в этом странном мире и ищущего в нём гармонию и счастье.

    Поэтому в следующей публикации, я расскажу, как этот миф (вместе со многими другими) входит в нашу жизнь в её начале и по каким признакам его можно узнать, чтобы больше не попадаться на его уловки.

    Нравится
    3
    Не нравится
    0
    Вы не можете голосовать за посты.
    60 просмотров
    10 комментариев

    Цивилизованное общество - общество, где живут по принципу НЕ УБИЙ. 

    Государство - это организованные люди, ОРГАНИЗОВАННЫЕ ЛЮДИ. У государства есть ещё несколько основных признаков, о них читайте в известных Вам учебниках.

    Дорогая Татьяна Анатольевна, если бы это было так! Как хорошо бы мы жили. Но, как показывает история, чем сильнее государство, тем больше человек оказывается убито. Казни, темницы, концлагеря, Большой Террор, репрессии. Это изобретения государства. В общинах или племенах - самых простых форм ОРГАНИЗОВАННОСТИ людей - убийство было чем-то экстраординарным и непрощаемым. В государстве же убийство стало нормой, формально преследующейся по закону.

    А по факту - есть ОРГАНИЗОВАННАЯ группа людей, располагающая лицензией на массовое убийство, которым может в любой момент воспользоваться. И эта группа управляет людьми очень плохо организованными. И принцип НЕ УБИЙ им мало знаком, потому что это - слишком сильный инструмент, чтобы им не воспользоваться.

    В учебниках читать бессмысленно, потому что образование - государственный инструмент контроля. Приходиться смотреть вокруг себя, видеть и думать своей головой.

    Конечно, мы не можем отказаться от принудительной организованности (пока), но мы можем минимизировать роль государства. Это идеалы правового общества. Пускай это - ещё один новый миф, но гораздо более гуманный.

    Человек бесконечен, а наши возможности решать проблемы - ограничены, поэтому максимум, на что мы можем рассчитывать в отношениях с другими людьми, - это компромисс. Большинство компромиссов нам ничего не стоит; мы привычно, не задумываясь, находим общий знаменатель с человеком, который нас не интересует, с которым лишь случайно свела нас судьба. Нравственных проблем – бесчисленное множество. Сколько людей, предметов и явлений - столько и нравственных проблем. И сложнейшие из них - между людьми, которые находятся на нашей территории; либо мы - на их.

    Постоянная общность территории есть в трех случаях: 1) семейном, 2) производственном, 3) социальном (малая группа - например, соседи по дому; большая группа - социальное неравенство; еще больше - национальный вопрос).

    P.S. то есть говорить надо не об обществе вообще, а об общности территории, которая возникает в трех озвученных выше случаях.

    Как вы здорово умеете всё красиво и рационально разложить по полочкам!(=

    Но мне кажется, стоит учитывать, как изменилось понятие общества в эпоху глобализма. Да, здесь есть территориальный предел - пусть хоть земля, но, возможно, в какой-то момент видовой признак станет важнее территориального вопроса (особенно, когда неорганическая "жизнь" станет реальным конкурентом человеку.

    Забегая вперед: правилам игры в жизнь среди людей нас не просто обучали - нас всех дрессировали с первых дней нашей жизни. Нас приучали все делать с оглядкой на окружающих; сперва - на их покой, затем - на их мнение; наконец - на их выгоду. Не будешь никому мешать, будешь всем приятен и удобен -- проживешь с минимальным ущербом и максимальным наслаждением, - так нас учили наши родители и учителя, психологи и философы.

    Конечно, речь идет о стереотипах. Они удобны? Безусловно. Разумны? Несомненно. Именно поэтому огромное большинство людей принимает их безоговорочно. Одни -- вовсе без размышлений; другие -- понимая, что за удовольствие нужно платить, но полагая, что плата вполне приемлемая. 

    Во всём с вами согласен. О дрессировке и будет как раз мой следующий пост.

    Да, это будет интересно. Особенно о том, как же избавляться от этих проклятых стереотипов?

    О, об этом будет позже(=

    Мы живём в мире дезинформации. Капитан Очевидность про доверие СМИ (но ведь действительно: сплошь и рядом преподнесённая нам картина (фактический материал) получается очень далекой от реальности (и здесь не так уж и важно: развивающая ли книга это, статейка, или некий репортажик по TV или youtube):

    Ээээээ, мальчишки, ну вы заморочились! Всё равно время возьмёт верх над всеми нами. 

    Прямой эфир
    19.08.2017 00:40
    Аркадий Невзоров оставил комментарий к теме в «Поговорим»: Библия оказалась на скамье подсудимых..
    18.08.2017 23:54
    Егор Лапунов прошел 10 уроков русского курса
    18.08.2017 23:22
    Максим Заика выполнил упражнение «Этюд № 3» курса «Учимся говорить публично»
    18.08.2017 23:04
    Оксана Глущенко прошла русский курс
    18.08.2017 22:20
    Alex Kemarsky прошел 20 уроков английского курса



    Наверх
    Владимир Владимирович Шахиджанян прислал Вам письмо с очень важной информацией. Пожалуйста, прочтите сообщение.
    Прочитать