Владимир Шахиджанян: Соло на клавиатуре онлайн

Приятно получать письма, но для начала хорошо бы самой что-то написать, например, здесь: https://nabiraem.ru/communication/

← Поместить свой девиз
Наши сайты:
ergosolo.ru, 1001.ru
Есть вопросы или предложения?
Пишите нам.
Взгляд на фотографию, клик мышкой — и мы можем подружиться…
Гонки на клавиатуре

Мир в сети : 5 наивных вопросов о Беломорканале

Поднять запись

    Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.

    1. Зачем он был нужен?

    Водный путь, соединяющий два моря - Белое и Балтийское, России был нужен давным-давно: он почти вчетверо сократил бы морскую дорогу из одного моря в другое, делая излишним длительный обход всей Скандинавии. Еще во время Северной войны царь Петр I высказался о необходимости такого пути. Но только в 1900 году был создан первый серьезный проект петербургским профессором Тимановым, за который был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки. Но даже и осененный блеском золота проект не пошел: слишком дорого обходилось строительство. А главное - людским ресурсам неоткуда было взяться в тех удаленных и весьма суровых краях.

    2. В чем особенность?

    Решение о строительстве Беломорканала Совет труда и обороны СССР принял 3 июня 1930 года. Осуществлять непосредственно строительство было возложено на НКВД. 1 июля следующего года утверждается эскизный проект, а в начале следующего года уже полностью готов технический проект.

    16 октября 1931 года у будущего города Беломорск начались взрывные работы. Все. Дело пошло.

    Панамский канал длиной 81,6 км строили 28 лет. Суэцкий канал, вдвое длиннее, строился 10 лет. Беломорканал длиною в 227 км вручную воздвигли за 20 месяцев. Правда, прорыть надо было лишь 37 километров - остальное составлял естественный водный путь. Но никто не отменял необходимость 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу и 12 водоспусков.

    Картина П. А. Белова.
    Картина П. А. Белова.

    3. Кто строил?

    Количество рабочих установить точно невозможно: официальные цифры доходят до 200 тысяч человек. Однако, по разным данным, и число погибших от невыносимых условий труда достигает той же цифры. Значит, задействовано было гораздо больше человек.

    Рабочими, инженерами были исключительно ЗК - «заключенные каналоармейцы» (от них и пошли современные зеки).

    ЗК были также среди топ-менеджеров стройки. Помощником начальника Беломорстроя и начальника работ был Нафталий Френкель - личность легендарная, поскольку незадолго до своего взлета был приговорен к высшей мере. Перед казнью его освободили. Сталину нужен был человек незаурядного ума и ужасающей предприимчивости: в Одессе Френкель создал подпольную империю, в которой была даже своя армия из прикормленных чекистов. Его, как и немногих других выживших ЗК, наградили: 12 484 человека обрели свободу, 59 516 сократили сроки заключения, а 500 человек, особо отличившихся, вышли на волю со снятием судимости и полным восстановлением в гражданских правах.

    Судьба главного героя циклопического по своим объемам строительства ­Н. Френкеля  теряется  в  неизвестности. Есть сведения,  что  его  все-таки  расстреляли  в 1937-м. Но дело его жило дальше. Это ведь он придумал из каторги сделать прибыльное предприятие, в котором никому ничего не надо платить, одной пайки вполне достаточно.

    4. Как восхваляли подвиг?

    Пиаром канала занимался  сам А. М. Горький. 120 писателей и журналистов посадили на пароход и отправили в плавание по только что выстроенному пути. Среди них советские знаменитости: Толстой, Зощенко, Катаев. В прессе и позже изданной книге о героическом строительстве Беломорканала они должны были рассказать о самоотверженном труде советских зеков. Что они с присущим им блеском и сделали.

    Тем более что принимали пишущую братию по-царски. Писатель Александр Авдеенко писал: «Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах с петрушкой в зубах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины и поросята. На узких длинных тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Плавали в янтарном масле шпроты. Пламенела свежая редиска. В серебряных ведерках прохлаждались водка, вино, шампанское, нарзан…»

    Те зеки, кто выжил на строительстве, действительно получили свободу (плакат начала 30-х).
    Те зеки, кто выжил на строительстве, действительно получили свободу (плакат начала 30-х).

    5. Стоило ли того?..

    Стоило, но только не такой дорогой ценой. Первыми по нему прошли военные корабли, позволившие защитить северные рубежи. В довоенном 1940 году общий объемперевозок по каналу достиг миллиона тонн. В 1985 году, после углубления, - 7,3 млн. Ну а теперь разве только туристические суда можно встретить на этом пути. Да редкие баржи со строительными материалами да горючим…

    Нравится
    0
    Не нравится
    0
    Вы не можете голосовать за посты.
    412 просмотров
    Комментариев нет
    Прямой эфир
    19.08.2022 11:58
    Дан Жан оставил комментарий к теме в «Поговорим»: Секреты казино: как из игроков вытягивают деньги
    19.08.2022 08:48
    Валерия Мартемьянова создала тему в «Поговорим»: Всемирный день фотографии
    19.08.2022 08:15
    Валерия Мартемьянова создала тему в «Поговорим»: 19 августа
    17.08.2022 14:34
    Наталья Майорова оставила комментарий к теме в «Поговорим»: Внутренний андеграунд
    17.08.2022 11:28
    зуйте зуйте оставила комментарий к теме в «Поговорим»: Внутренний андеграунд



    Наверх
    Владимир Владимирович Шахиджанян прислал Вам письмо с очень важной информацией. Пожалуйста, прочтите сообщение.
    Прочитать