Первая фантазия, угнездившаяся в сознании, по поводу навыка скоростной машинописи:
"Когда я научусь печатать, руки будут двигаться автоматически".
Что такое автоматическое движение? Это движение с неосознаваемыми мотивами. Когда-то мотив был. В нашем случае - напечатать слово, например, "фыва". Много раз повторили. Сначала "помучились", а потом "вбили" в пальцы. И теперь - фыва? Да сколько угодно, не задумываясь. Со скоростью 600 ударов в минуту.
Всё бы хорошо, но такое "вбитое" движение трудно поддаётся перепрограммированию. Если нужно напечатать не "фыва", а "фылва", то на той же скорости это получится только тогда, когда к работе подключается голова.
То есть, движение становится автоматизированным. Более гибким, и поэтому - на короткое время адаптивным. Им уже можно управлять. Можно почувствовать мгновение, когда пальцы необходимо остановить. Для выработки адаптивного поведения мы делаем упражнение на развитие скорости, которое я назвала "пауза". Звучит парадоксально. Пауза? Когда нужно увеличить скорость?. Да. Пауза становится моментом подключения осознанности к автоматическому движению.
Однако, настоящим подарком для нас от программы Владимира Владимировича Шахиджаняна становится реальная отработка навыка компетентности.
Отличие компетентности от автоматического и автоматизированного поведения состоит в том, что человек делает собственный осознанный выбор.
При компетенции появляется внутренняя удовлетворённость результатом движения. Она является основой устойчивого поведения, в котором совершается ответственный выбор.
Мне нравится на уроке активный исследовательский дух и поиск настоящих мотивов действия.
Мы решаем нашу задачку оптимальным путём с использованием собственной воли.
Выигрыш: в реальном упражнении активно отрабатывается навык воли, которая крайне необходима для радостного бытования здорового, деятельного человека.