Владимир Шахиджанян: Соло на клавиатуре онлайн

Буду рад видеть Вас в числе учеников нового курса "Учимся говорить публично". Зовите друзей, регистрируйтесь https://orator.nabiraem.ru/

← Поместить свой девиз
Есть вопросы или предложения?
Пишите нам.
Серьёзное отношение к другим, ироничное – к себе.
Гонки на клавиатуре

Размышления : Правда жизни или "Правда" в жизни...

Поднять запись

    Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.

     

     

     

    Читать меня научил мой дедушка. В пять лет. В мои пять лет. Не в дедушкины. Читать я научилась очень быстро. Все мы постигали азы чтения по разному. Кто-то по букварям. Кто-то по детским книгам. А для кого-то родители вырезали карточки. Карточки с буквами и со слогами. Я училась читать по правде. Что значит, по правде? Ну… по газете то есть. Газета раньше такая была. «Правда» называлась. И мой дедушка учил меня навыкам чтения по передовице газеты «Правда». У меня, можно сказать, с самого детства было патриотическое воспитание.

    Дедушка, как и все в той нашей стране, выписывал много газет и читал их ежедневно. У него на столе каждый день лежали свежие газеты. «Правда», «Известия» и другие, чьи названия я уже и не вспомню. Помню только, что там не было «Советского спорта». Дедушка не любил советский спорт. Советский спорт любил дядя Женя. И эта газета лежала на дядином столе в дядиной комнате.

    Да, возвращаясь к овладению навыками чтения.

    Процесс обучения меня дедушкой прошёл настолько легко и гладко, что я даже и не помню сам переход. Переход от неграмотной жизни к жизни осмысленной. Нет, я, как всегда, неправильно выразилась. Как меня учили, я, конечно же, помню. Я не помню сложностей на этом пути. Трудностей перехода. Не помню, потому что их не было. 

    Переход в новое качество обычно непрост. Почти всегда непрост. И только в детстве мы способны пробежать его и не заметить. 

    Когда сам что-то не умеешь, а вокруг тебя все сплошь Умельцы да Мастера, всегда кажется что ты не владеешь чем-то очень сложным и очень трудным. И ещё кажется, что вокруг тебя одни Волшебники да Кудесники.

    Все взрослые вокруг меня умели читать. И мне это казалось незыблемым. И мне казалось, что так будет всегда. Так будет всегда - все умеют, а я нет. И что я всегда буду просить, чтобы мне что-нибудь почитали. И ещё мне казалось, что читающие взрослые заняты невероятно сложным делом. Настолько сложным, что мне оно представлялось каким-то необыкновенным таинством... Таинством, доступным лишь определённому кругу избранных. И я даже и не помышляла, чтобы научиться читать самой. Настолько неприступными казались мне башни, настолько отвесными представлялись мне стены...

    Помню в процессе усвоения грамоты свои ощущения. Или мне только кажется, что помню?.. Во всяком случае, я пытаюсь их уловить и перевести на свой взрослый язык. И если что-то и помнится, то "не дословно", а лишь "общий смысл". "Как? И это всё? И это всё и теперь я тоже смогу читать?" Я была очень удивлена, каким, оказывается, простым и самым обычным делом занимались все читающие люди!

    От себя, от взрослой, добавлю: чтение - это самое обычное занятие, но только если  его рассматривать с чисто технической точки зрения. В плане сложения звуков в слоги, а слогов в слова. А во всех остальных смыслах, чтение - это и есть таинство. И очень сложный и далеко не каждому подвластный процесс...

    Но я немного отвлеклась. 

    Я пытаюсь описать тогдашнего ребёнка. Но этим ребёнком теперь управляет взрослый. И о своей прошлой жизни этот ребёнок говорит повзрослевшими мыслями, используя повзрослевшие образы, а также повзрослевшие фразы и взрослые речевые обороты.

    Этот повзрослевший ребёнок может лишь оглянуться на того, другого ребёнка. На того ребёнка из прошлого... Лишь обернуться и посмотреть на него издалека. Сквозь дымку и туман воспоминаний... Через толщу прожитых лет... С высоты своего возраста. Но он не может преодолеть разделяющее их расстояние, спуститься к нему и встать с тем ребёнком на одну ступеньку...Если бы я смогла это сделать, мой рассказ был бы совсем другим. Если бы я могла услышать голос из  прошлого... Свой голос...

    Не все могут вернуть в себе прошлого ребёнка. У некоторых тот ребёнок уходит безвозвратно...

    Немного о памяти...

    Наша память не может удержать всю последовательную цепочку событий. Наша память фрагментарна. И когда мы вспоминаем своё прошлое, мы извлекаем из памяти кусочки событий и они уже не такие яркие, они потускневшие от времени,  эти картинки и образы прошлого, те, что наша память бережно удерживает и хранит для нас; мы всё это достаём из нашего пыльного хранилища и выносим на яркий свет, отряхиваем от седого налёта времени, а затем рассматриваем их, любуемся ими, бережно их разглаживаем, а потом пытаемся сложить из них общую картину и увязать все те крупицы воедино. Пытаемся, как в мозаике, сложить из тех отдельных кусочков и фрагментов целостную картину и очень радуемся, когда нам удаётся это сделать.

    Так и с чтением. Я помню сам процесс. Процесс постижения грамоты. Но совершенно не помню, что ему предшествовало. 

    А когда я не помню, я всегда подключаю логику и пытаюсь воссоздать ход событий. Дедушка мой не был, конечно, нетерпеливым человеком. Но и излишним терпением он тоже не отличался. Если бы я забуксовала в процессе постижения премудростей науки и азов чтения, думаю, он довольно быстро расписался бы в своём педагогическом бессилии и просто вычеркнул бы себя. Вычеркнул бы себя из списка моих учителей. И не стал бы меня учить дальше. Да по сути он и не учил. А просто показал мне, как он читает. Весь процесс обучения занял, наверное, минут десять. Если не меньше. Подозреваю так, что вообще, минут пять. Буквы я уже знала. Дедушка просто назвал мне несколько букв, сказал, какие звуки соответствуют этим буквам и сложил звуки в слоги. А дальше всё пошло само. Как по маслу. Складывать буквы в слоги было не сложно. Складывать звуки в слоги было интересно! Понятно, что я не враз начала бегло читать. Процесс был не мгновенный. Просто дальше я уже могла сама, самостоятельно пробираться по лабиринтам знаний и самостоятельно развивать свой навык, свой навык читателя. Послушав урок от дедушки, я побежала к бабушке. Хвастаться. Хвастаться я всегда любила. Бабушка рассердилась на дедушку. Но она всегда на него сердилась. Чтобы он не сделал. По-моему, она даже его отругала. Рано ещё! Не пришло ещё время учить дитя наукам. Но сделанного было уже не поправить. Новое знание уже успело укорениться. Укорениться и дать всходы. И его уже невозможно было оттуда выкорчевать.

    А я была счастлива! Мне открылась очередная, пусть и не тайна мироздания, но одна из тайн непостижимого мира взрослых. Я и не подозревала, что только что с лёгкостью взяла тот барьер, перед которым многие дети пробуксовывают. Что я играючи покорила ту вершину, которая многим детям даётся с трудом и потом в школе отравляет им жизнь и делает их несчастными… И, скорее всего (да оно так и было), своими успехами я была обязана не самой себе, а моей маме, которая всегда посвящала мне очень много времени и уделяла мне много своего внимания. И этим сумела развить мой детский ум.

    Я за ту теорию, которая гласит, что гены определяют не более десяти процентов того, что есть в человеке. А оставшиеся девяносто процентов — это воспитание. Да ещё труд. Кропотливый ежедневный труд самого человека. Девяносто процентов того, что есть в человеке, закладывается в него воспитанием. В основном, в период детства. А во взрослом возрасте человек уже сам себя воспитывает. Через каждодневный упорный труд. Через преодоление.

    И это не просто теория. А теория, проверенная мною на практике. Теория, подтверждённая самой жизнью.

    Да, возвращаясь к чтению.

    Продолжу дальше рассуждать и, рассуждая, вспоминать.

    Почему дедушка взялся меня обучать? Наверное, выполнял мою просьбу. Но ребёнком я была довольно пассивным и не очень любопытным. Так что, скорее всего, и просьбы-то научить меня читать не было. Теперь я склоняюсь к мысли, что это была полностью дедушкина инициатива. Но зачем ему это было надо? Продолжая рассуждать логически, я уже что-то припоминаю и начинаю понимать. Дедушка тоже, как и я, был несколько ленив. А я время от времени просила его мне что-нибудь почитать. До какого-то времени он покорно и безропотно услаждал мой слух чтением, а потом ему, видимо, это надоело. А тут я опять, как всегда и некстати, со своей просьбой: «Дедушка, почитай мне!»

    У бабушки в доме не было детских книг. Тогда что же раньше читал мне дедушка?.. Опять логическая нестыковка. Не всегда памяти удаётся преодолеть. Преодолеть логические барьеры. То есть нелогические.

    Вообще, детская библиотека у меня была немаленькая. Совсем немаленькая. Но она была в нашей с мамой квартире.

    Вероятно, мама иногда, приходя со мной к бабушке, приносила с собой и некоторые мои книги. А в тот раз мама просто закрутилась. Закрутилась и забыла взять мои книги. И привезла меня без книг.

    У бабушки тогда не было также и детских игрушек. Они тоже все были в другой квартире. И вот я в гостях у бабушки. Взрослые заняты своими делами. Телевизор мне смотреть не разрешалось. Только мультфильмы. Подозреваю, что мне стало скучно. Тогда я подошла к дедушке, как к самому незанятому, а потому и самому доступному на данный момент из всех взрослых, и попросила его мне что-нибудь почитать. Да, в нашей семье чтение считалось не таким важным занятием, как скажем, работа по дому. И чтение не давало ровным счётом никаких привилегий. В виде «Не шумите! Не отвлекайте! Видите, он читает?» У нас было так: Читаешь? Значит, бездельничаешь! И быстро придумывалась какая-нибудь работа по дому. Правда, мужчин это не касалось. Эти правила создавались исключительно для женщин. Для несознательных женщин. Но в нашей семье на тот момент таких не было. Пока не было. Потому что я тогда ещё не подросла. А потому вовсю пользовалась теми же привилегиями, что и мужчины.

    В семье было негласное распределение обязанностей. И с ребёнком занимался тот, у кого было свободное время. Ребёнок — это святое! И когда нужно было позаниматься с ребёнком, не действовали никакие привилегии.

    И ребёнок всё понимает. Он понимает, к кому можно пристать с просьбой «Ну, почитай!». И к кому же? Правильно! К тому, кто занят несерьёзным делом. Например, чтением. Тому, кто занят важным делом, например, закручиванием банок на зиму или приготовлением обеда, мешать нельзя.

    Совершенно правильно оценив обстановку, я направилась к дедушке.

    - Дедушка, почитай мне!

    Дедушка, выглядывая из-за газеты:

    - Что же я тебе почитаю? У нас же нет детских книг.

    - А ты почитай мне газету.

    - Тебе это будет неинтересно!

    - Ну дедушка, ну почитай! Ну, пожалуйста!

    А я была очень вежливым ребёнком. Как Кролик из "Винни-Пуха".

    - Я же говорю, тебе это будет неинтересно!

    Но не так-то просто отделаться от приставучего и назойливого ребёнка.

    И дедушке приходит в голову светлая гениальная мысль — научить меня читать. Чтобы я больше к нему не приставала. И не мешала отдыхать.

    А я ведь всегда говорила: лень — двигатель прогресса.

    Вот так дедушка своей многоходовкой и убил двух зайцев. И меня научил читать. И я с тех пор меньше ему надоедала.

    Уже очень скоро я сама смогла прочесть кусочек правды из газеты «Правда» и понять, что там и, правда, нет ни капли правды… в смысле, нет ничего для меня интересного.

     


     

    Нравится
    4
    Не нравится
    0
    Вы не можете голосовать за посты.
    52 просмотра
    2 комментария

    Наталья Николаевна, как так: «Газета раньше такая была. «Правда» называлась.»?

    Она и сейчас есть, можно оформить подписку (см. скрин).

    Татьяна Анатольевна, мне кажется, та "Правда" из нашей прошлой жизни совсем не та "Правда", которая сейчас...

    Мне кажется, эта "Правда" всего лишь подделка. Подделка той "Правды". А сколько правды было в той "Правде" и сколько правды теперь в этой "Правде", никто, наверное, и не знает.

    Поэтому для меня та "Правда" - совсем другая газета. Совсем другая газета из совсем другой жизни...

    И та жизнь, и та газета ушли в прошлое. В прошлое, которое уже не вернуть...

     

    Прямой эфир
    23.02.2020 18:39
    Вадим Пак оставил комментарий к теме в «Поговорим»: Наблюдения за реакцией людей
    23.02.2020 17:38
    Татьяна Иванова оставила комментарий к теме в «Поговорим»: Наблюдения за реакцией людей
    23.02.2020 17:32
    Татьяна Иванова оставила комментарий к теме в «Поговорим»: Наблюдения за реакцией людей
    23.02.2020 17:28
    Татьяна Иванова оставила комментарий к теме в «Поговорим»: Наблюдения за реакцией людей
    23.02.2020 17:12
    Вадим Пак оставил комментарий к теме в «Поговорим»: Наблюдения за реакцией людей



    Наверх
    Владимир Владимирович Шахиджанян прислал Вам письмо с очень важной информацией. Пожалуйста, прочтите сообщение.
    Прочитать