Обсуждение упражнения "Молчать сложнее, чем говорить"

Студенты хотели научиться говорить без страха. Тренер заставил их... молчать. Неожиданный эксперимент в "ЭргоСОЛО" показал: чтобы победить волнение, нужно не контролировать речь, а перепрограммировать позу.

Мы киваем не потому, что согласны, а мы согласны, потому, что киваем.

(Гипотеза)

 Тренер:

  • Главное, что изводит перед выходом на публику, волнение. Как от него избавиться?  
    Иногда лучше промолчать, чем выйти из своего тёплого ничегонеделания... Так? Знакомо?
    Как научиться приводить в порядок своё внутреннее состояние?

Когда вы сейчас выходили на сцену, нужно было справляться с волнением?
Согласитесь, здесь на этом возвышении возникает неожиданный опыт.
О волнении никто даже не вспомнил.
Что произошло?
Сработала технология.

Вот она.

Если нам что-то не нравится из того, что мы делаем, не надо давать себе задачу от этого избавиться.
Нужно найти что-то противоположное, чему полезно себя научить.

Например:

Люди любят избавляться от опозданий, ненужных слов, курения, ожирения, хаотичных движений...
Называют всё это вредными привычками. Моя мысль - ни от чего не надо избавляться.

Возможно, вам такое категорическое предложение покажется слишком дерзким. Не настаиваю, но повторю. Не надо тратить свою жизнь, на разрушение взлелеянных привычек.

Все наши навыки - это способ постоянных и одинаковых действий, наработанных для каких-то важных целей. Тут можно долго разбираться: зачем опаздываю, зачем курю, для каких целей позволяю себе размешивать в чае целую гору сахара... По сути, во всех таких действиях проявляется личный способ бытования, коллекция жизненных умений. Наше тело, - инструмент, с помощью которого мы организовываем себя в ткани ежедневных будней.  И, если инструмент уже настроен; что-то привычно умеет делать, - навык никуда не денется. Бесполезно с собой бороться.

Как поступать?

Согласиться с наличием большого количества привычек, служащих нам постоянно. Все они в какое-то время нам зачем-то были нужны.

Настроим себя на мышление, свободное от обесценивания части этих навыков.  В нашем словаре больше не будет слова "вредный".
Последим за своими реакциями. Составим перечень привычек. Одни нам нравятся, другие устарели и начали подводить.

Привычка опаздывать. Она появилась не просто так. Чтобы научиться опаздыать, нужно долго тренироваться.
Предположим, изменились обстоятельста. Теперь привычка опаздывать стала мешать. Появилась задача - приучить себя к новому образу: "Прихожу на назначенное мероприятие безукоризненно точно".

Такой настрой даёт возможность совершенствовать жизнь на самом благоприятном уровне.

Точно так же, если пришло время перестроиться на здоровый образ жизни, полезные продукты и спорт, - курение перестанет забавлять.

Если на сцене есть понятная задача, то о волнении можно вспомнить только, если без него стало скучно.

Студенты:

  • Когда нужно сделать профессиональный доклад, хотелось бы вот так выйти и говорить. Такая у меня мечта. Сегодня на сцене я, вдруг, понял, что всё зависит от моего настроя. Думать нужно не о себе, волнующемся, а о чудесных зрителях, о благодарности. Тело становится горячим. Ощущается только одно: желание всех увидеть, всем мысленно сказать: "Здравствуй, как хорошо, что ты пришёл!"
    В результате, появилась уверенность, что моя мечта - и не мечта вовсе, а цель.

  • Молчать. Просто стоять. Это невыносимо. Лучше говорить, отвлекаться от себя потоком слов. Но, если думать о зрителях,а ещё представлять, что они такие хорошие... Непривычно. Ценный опыт. Если себя так настроить, кажется, что находиться на сцене - привычное дело. И никакого волнения. Занимаюсь тем, что нарабатываю умение смотреть на людей, которым пришёл что-то важное сообщить. Даже самооценку свою подстегнуть можно.

  • Обычно нужно сочинить, что сказать в знак благодарности. А тут и говорить не нужно. Взгляд сам покажет признательность и удовольствие.

  • Такой взгляд и такой настрой силы отнимают. Поначалу я чувствовал себя измотанным. Но недолго. Появилось ощущение правильности того, что, если я поднялся на сцену, то это уже благодарность слушателям, их аплодисментам. Одновременно, ещё одна привычка нарабатывается. Привычка быть бодрым! Бодрость нужна, чтобы так настраиваться на зрителей. Да и вообще по жизни полезно. Бодрость!

  • У меня была растерянность. Стою, молчу, ничего не делаю, а они хлопают. Чем я это заслужил? Чувствовал себя мошенником, обманывающим такое большое количество хороших людей.

Тренер:

  • Цены нет тому, что вы только что сказали. Важнейшее наблюдение!
    Вы напомнили нам о таком явлении, как "ограничивающие верования".

У меня есть один знакомый, который любит вставлять везде вопрос: "Кто нам эту Мурку сюда подогнал? Кто вам сказал, что это так?"

Кто вам сказал, что, если вы вышли, нужно что-то обязательно сказать? У вас, ведь, было задание - молчать!
Вы раскрутили в своём состоянии чувство вины. в то время, когда на сцене нужно было работать. Серьёзно работать. Создавать в себе благодарность к тем, кто сейчас вас слушает, а вовсе не подозрение к зрителю.

Хотя, внимательно вслушавшись в то, что вы сказали, можно заметить, что задание было отлично отработано. Ваши зрители-то были, по вашим словам - Хорошие!

Студенты:

  • Выйти на сцену и молчать - это искуственная ситуация.  В жизни такого не будет. Или... (сейчас заметил!), - мне, ведь, дали задание, значит ситуация уже не искуственная. Кажется, поймал в себе очередное "верование". А волнение. Странно. У меня тоже его не было.  
    Полезный опыт. Если разобраться, жизнь вся так построена. Многое из того, что мы ощущаем - кажущееся. Нам по привычке кажется, что это так. А в реальности всё оказывается иначе. Достаточно чуть-чуть помолчать и внимательным , тёплым взглядом посмотреть на тех, к кому пришёл.

  • То же самое и с аплодисментами. Сразу появляется сопротивление: с какой стати я ему хлопаю. Ишь, какой. Ничего не сделал, а я ему - платить?
    В голове нужно поселить желание приветствовать просто так, без дополнительных условий. Только потому, что передо мной живой человек.  Уже за его готовность отдать мне своё внимание, можно быть благодарным. С удовольствием и радостью.

Тренер:

  • Об этом и речь. Прихожу с внутренней задачей, которую сам себе поставил. Решил, каким будет мой эмоциональный тон. Выхожу на сцену и выполняю данное себе задание. Создаю нужное настроение и отдаю его зрителям.

Студенты:

  • Тогда, если я утром проснулся с плохим настроением, оно - ниоткуда? Мне его легко перестроить в бодрость, любознательность, желание что-то ценное и важное сделать для себя, для всех. Встаю и иду в мир с полноценным набором нужных мне мыслей и ощущений. Здорово!

  • Точно. Нужно сделать доклад? Встал и пошёл... Надо? Сделай себе хорошее настроение и действуй. А вокруг - люди правильные. Как ты их и задумал.

2 комментария
Татьяна Анатольевна

Привычки нам создают те, кто делает из нас кукол, как правило, всячески уродуя. И волнения, совсем ненужные, например, перед выступлениями на публике. Привычка у них такая, не могут они иначе.

Olga Andreevna

В упражнении, предложенном тренером, нужно было выйти на сцену и стоять, ничего не говоря и не делая. Задача  поставлена внутренняя: смотреть на зрителей с признательностью, мысленно благодаря за то, что пришли.

У зрителей тоже было задание: они должны были хлопать всё время.

Каждый участник тренировки выходил на сцену и стоял две минуты.

 Здесь маленький конспект  обсуждения.