Законы природы. Часть 2

Из цикла "Прогулка по конспектам". Мы обсудим движение тел, скорость и закон инерции Галилея, который, несмотря на свою простоту, противоречит нашему повседневному опыту.

Мысль вспомнить о законах природы меня раззадорила.  Появился кураж!

Сколько часов проведено за учебниками? Что мы запомнили?
Что мы помним о строении материи и о физических законах?  А о доказательствах, которыми заполнены наши конспекты?
Вам интересно это вспомнить?

Мне – да!

Мне интересно внести в наши гуманитарные посиделки  немного из источника естественных наук.

Итак: урок №2.

Механика – самая старая отрасль физики.  Часто забывают, что механика  – часть науки о природе.
И – все законы механики выведены из эксперимента.
Механика занимается движением тел и силами, вынуждающими их двигаться.
Когда мы говорим: «тело движется»,  мы видим,  как меняется его положение в пространстве.
Так мы впервые встречаемся со скоростью. С быстротой изменения .

Скорость тела – это быстрота изменения его положения в пространстве.
Появляется путь и время прохождения этого пути.

Ура!
Первая формула: скорость это отношение пути ко времени, за которое этот путь пройден.

У нас появились некоторые сомнения по поводу правильности выводов?
Конечно. Всё будет так, если скорость не меняется.  Говорим, что она равномерная.
А если меняется?

В этом случае, чтобы определить скорость в некоторый определённый момент, мы должны представить себе, при очень аккуратных наблюдениях,  серию очень коротких путей, проходимых  за очень маленькие промежутки времени.

Математик бы сказал,  что скорость есть предел отношения пути ко времени при стремлении интервала времени к нулю.  Как сказано, а?
И не мудрено, потому, что такое определение быстроты изменения – это ничто  иное, как основное понятие  дифференциального исчисления, или математического анализа.  МАТАН!

Если всё упростить, то любой автомобилист с дифференциальным исчислением сражается ежедневно,  в московских пробках, когда с тоской смотрит на изменения показаний  спидометра.
И воображение особенно напрягать не надо.   «Масштаб и часы».

Самым  фундаментальным законом механики является закон инерции Галилея, который утверждает, что предоставленное самому себе тело,  будет двигаться с постоянной скоростью в одном и том же направлении.
Да?

А, вот и нет. Потому, что этот закон  полностью противоречит нашему ежедневному опыту.
Когда едешь по Великому Московскому Кольцу, то прекрасно видишь, что все тела вообще стремятся остановиться, поскольку прекращается действие сил,  вынуждающих их двигаться.

9 комментариев
Александр Владимирович

Да, отсутствие комментариев вызывает ощущение, что и не заглядывали. (Было бы неплохо для информации счетчики на каждую страничку хотя бы в блогах поставить. Но, наверное, это дорого?)

Прочитали вывеску и спросили: "Ну и чё?" :) А кто-то заглянул, посмотрел и вышел.

Интерес появляется тогда, когда цепляет за "живое" - то, что актуально. Когда видят связь рассказываемого с тем, что актуально.

Недавно вычитал интересную мысль, что все деления на науки - бессмысленны, условны. Ведь всё взаимопроникает. Нет физики без биологии, математика вообще во всех науках - формулами можно описать все процессы. Все вокруг это волны, вибрации, макро- и микро- частицы. С законом "как в малом, так и в большом".

На мой взгляд понятие истинной науки, как постижения законов природы, несколько запопуляризировалось т.н. системой государственного образования. Где вместо развития понимания, школьников/студентов пичкают знаниями.

Без ухода от формализма к истинному пониманию, интереса (и как следствие прогресса) к науке мы не добьёмся.

В наших силах разобраться в приоритетах нашей жизни, и пропагандировать интересным, простым языком. На языке той аудитории, где вещаем.

Людмила Аркадьевна

Вот,вот, надо,чтобы было интересно.

Но сначала, интересно должно стать учителям. У вас бывает такое, когда появляется что-то вроде пожара  в груди?  Когда так хочется разобраться, а потом с кем-то поделиться. Когда самому интересно, всех хочется втянуть в знание, в умение, в чудо.

Александр Владимирович

Пожар случился году где-то в 1999-м. Когда попал на учёбу к Леониду Левиту. И ещё несколько раз после. От новых учителей. С тех пор понял, что огонь лучше контролировать, :) и теперь ровное пламя поддерживать стараюсь. Так действенней. Полыхание мало контролируемо.

А чудес не бывает - есть степень знания :)

"...Пусть разгорится огнём непокорным

Сердце, оно победит холода..."

И ещё Волков:

УЧИТЕЛЬ

Учись всегда! Учись и днем и ночью!
Учись везде! Учись у всех людей!
Но не ищи определений точных
И абсолютно правильных идей.
Пусть то, что верным кажется сегодня,
Назавтра тебе кажется смешным.
Пусть будет разум твой пытливый и свободный,
Пусть каждый день ведет путем иным.
Учитель тот - кто учится всечасно,
Кто не скрывает восхищенных глаз!
И удивляется, как жизнь вокруг прекрасна
И видит мир, как будто в первый раз.
Не жаждет он ни золота, ни славы.
Не спит ночами, истину любя.
Учить тебя лишь тот имеет право,
Кто сам готов учиться у тебя.

Только, пожалуй, абсолютно правильные идеи есть :)

Людмила Аркадьевна

Кажется, поэт Волков всё про меня знает!

Про абсолютно правильные идеи расскажите, пожалуйста.

Александр Владимирович

Выдержка из книги К.Антаровой "Две жизни".

Думаю Вам, Людмила Аркадьевна, понравится.

Каждое летящее мгновение земной жизни - это не простая жизнь плоти и духа, слитых в одной земной форме. Это частица того вечного движения, которое влито, как частица творчества, в каждую земную форму. И потому нет иного пути к освобождению у человека, как его простой день труда, где бы ни жил человек.
  Если люди заняты одним созерцанием, если сила их ума и сердца погружена только в личное искание совершенства, - им закрыт путь вечного движения. Ибо в жизни вселенной нет возможности жить только личным, не вовлекаясь в жизнь мировую.
  Переходы в сознании человека не могут совершаться вверх, если сердце его молчит, и он не видит в другом существе того же Бога, что познал в себе.
  Взгляд, критически осматривающий вошедшего к тебе, останется перегородкой крепче чугуна и железа между тобой и им, хотя бы за миг до этого ты был в порыве самого пылкого искания путей к Истине.
  Только тогда, когда ты поймешь, что во всяком встречном сама Истина пришла к тебе, чтобы раскрыть тебе самому твои же закрепы, за стенами которых ты держишь мешки со своею любовью, совершенно развязанные, тогда бы только ты мог приблизиться к пониманию второй истины, ставшей поговоркой у нашего народа: "Никто тебе не друг, никто тебе не брат, но всякий человек тебе великий Учитель". И, поскольку ты прочел в себе свой урок, общаясь со встречным, поскольку ты раздражился, осудил, солгал, слицемерил, был недоброжелателен к человеку - постольку ты раскрыл самому себе свое ничтожество и отсутствие любви.
  И чем выше была твоя простота, чем легче шла встреча, чем добрее ты был - тем больше ты забывал о себе и ставил интересы встречного на первое место свидания. И свидание было действенным, оно вплетало в себя целые круги атомов доброты тех невидимых тружеников, что ежеминутно мчатся над землей, ища, куда пролить свой труд любви.
  Нет на земле пути к совершенству без труда, единящего человека со всеми окружающими его людьми. Нельзя отъединяться ни от одного существа, пересекающего орбиту твоего движения по земле.

Людмила Аркадьевна

Александр Владимирович, да, вы правы. Здесь есть абсолютно правильные идеи.  Мне многое по душе из того, что делала и говорила Кора Антарова.

Какие  простые формулы о том, что самое важное для человека  -  это его простой день труда.  И она сама трудилась много и результативно.

Кто знает, может быть, и не было бы Системы Станиславского, если бы не красавица, которая записывала, расшифровывала, а, скорее всего, и создавала  великие уроки мастерства.

Юрий Владимирович

фи  - расстояние делить на время скучно.. давайте поделим время на расстояние... в прочем всё равно скуучно..

Правильные дети решают при какой дробной размерности гиперкуба, всегда побеждает в игре в крестики нолики тот, кто первым ходом займёт центр.. но это для них скучная задача.. им интересно какие то его свойства при размерности стремящейся к бесконечности..

Даже нет, не скучно..  я бы так передал свои ощущения. от Вашего воспоминания. Вот стою я перед величественным готическим собором современной классической механики.  стою.. двинуться не могу.. умственных сил не хватает, даже чтобы переводить сосредоточенный взгляд с одной грандиозной прекрасной статуи на другую.. Вижу плохо всё плывёт вижу лишь контуры фасада в тумане.   О! Храм науки.. рядом смышлёные наглые молодые подмастерья, под руководством умелых наставников ловко балансируя на лесах, снимают мерки о чём то спорят, и ловко молотками тренируются крошат свои тренировочные завитки, своими острыми мозговыми зубильцами..   И тут вы подходите.. и предлагаете собрать пирамидку.  на старости лет.. и ты начнаешь, хорохориться, это дело, да запрасто, да господи, да помнишь как бывало..   а руки дрожат, колечки не больно слушаются, но ты с честью справляешь с "задачей" . жестоко это.. не травите душу.   Задачку С3 на теорему Минелая так и не разобрал..

И продолжаешь, теребить нравственые категории, как беспомощный после инсульта ещё вчера рукастый умственный работяга теребит край одеяла..  Тьфу. Расстроили.

Юрий Владимирович

где то на третьем уроке. О! Я знаю что будет. Придёт некто, и скажет, что он не верит Ньютону!  Что на тело двигающееся по окружности не действует никакое ускорение!..

И Вам станет грустно..

А чуть позже  или чуть раньше придёт тот кто " не верит в эволюцию" и мне станет так же грустно, как Вам от первого.

Юрий Владимирович

Ах какой ещё вчера был сайт - Мембрана!  сотни страниц - реально отслеживание научно популярной мировой ленты.  Альтернативщики рассортированые любовно по степени шизойдности.   Реально терпеливые обьяснятели.. Сотни сотни страниц интереснейших форумов,  сообщество!  Убили проект.  или умер.